Урок ОБЖ "Огонь ошибок не прощает!"

Автор: Мальцев Г.В.. Опубликовано в Страница Мальцева Геннадия Васильевича

Урок ОБЖ по теме «Огонь ошибок не прощает!»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Основная цель урока – профилактика пожаров и гибели. В ходе урока мы познакомимся с данными оперативной обстановки, с пожарами, их причинами и последствиями. Изучим основные понятия о горении, опасных факторах пожара, правила действий в различных ситуациях, принципы работы с первичными средствами пожаротушения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Оперативная обстановка с пожарами и их последствиями в крае, городе, округе.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, который причиняет материальный ущерб, вред здоровью и жизни человека, интересам общества и государства.

Неутешительны данные оперативной обстановки с пожарами и по Краснодарскому краю. За 7 месяцев 2008 года в крае произошел 2 316 пожаров, погибло 273 человека из них 9 детей. На пожарах травмировано 227 человек, из них 22 ребенка. Огнем уничтожено 312 строений, 88 единиц техники. Прямой ущерб от пожаров превысил 628 млн. рублей.

Основные причины возникновения пожаров.

На первом месте по причинам пожаров стоит неосторожное обращение с огнем. Это прежде всего небрежность при курении (непогашенные окурки, курение в постели; запрещенных местах, выброшенные с балконов окурки), пользование открытым пламенем в квартирах домов, небрежность в обращении и при хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, предметов бытовой химии, сжигание мусора, сухой травы, листвы вблизи строений, изготовление самодельных взрывчатых предметов, использование несертифицированной пиротехники, нарушения правил эксплуатации и неисправность газовых приборов и другое). Необходимо помнить, что захламленные балконы, лоджии, гаражи, чердачные, подсобные и складские помещения создают благоприятные условия для пожаров.

Второе место среди прочих причин пожаров в крае занимают нарушения правил эксплуатации и неисправность электрооборудования и бытовых приборов.

Чаще всего пожары от электроприборов возникают в случае перегрузки сети мощными потребителями, при неверном монтаже, ветхости электросетей, при пользовании неисправными электроприборами и оставлении их включенными в сеть без присмотра.

3 место среди других причин – нарушение правил пожарной безопасности приустройстве и эксплуатации печей, неисправность дымоходов. На четвертом месте – поджоги. От детской шалости с огнем происходит каждый пятый пожар. Чаще всего виноваты взрослые, которые оставляют детей без присмотра, не контролируют действия. Особенно опасны игры детей с огнем на стройках, чердаках, в подвалах.

Примеры пожаров и их последствия.

СОШ № 75, расположенная по адресу: г.Сочи, п.Лазаревский, ул.Победы, 101. Причина: нарушение правил пожарной безопасности и эксплуатации электрооборудования. Гибели и травмирования при пожаре не допущено. Ущерб от пожара составил 5000 руб.

СШ 78, расположенная по адресу: г.Краснодар, ул.Ростовская,14. Причина: нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования. Гибели и травмирования при пожаре не допущено.

МОУ СОШ № 52, расположенная по адресу: г.Краснодар, ул.Трудовой славы, 28. Пожар произошел по причине неосторожного обращения с огнем.

МОУ СОШ, расположенная по адресу: г.Краснодар,  ул.Гидростроителей, 20. Причина пожара – поджог. Ущерб от пожара составил2000 руб.

Понятие «горение».

Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, сопровождающийся выделением большого количества тепла свечением.

Для процесса горения необходимо наличие горючей среды и источника воспламенения. Горючая среда – это горючее вещество и окислитель. Горючие вещества могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Окислителемобычно бывает кислород воздуха.

Чтобы началось горение, горючая среда должна быть нагрета до определенной температуры при помощи источника энергии (пламя, искра электрического механического происхождения, накаленные тела, тепловое проявление химической, электрической или механической энергии).

Возникновение и продолжение горения возможно при определенном количественном соотношении горючего вещества и кислорода, а также при определенной температуре и тепловой энергии источника воспламенения.

При горении обычно образуются едкие и ядовитые горючие и взрывоопасные продукты: окись углерода (угарный газ - СО), спирты, кислоты, альдегиды.

Частным случаем горения является взрыв, протекающий мгновенно кратковременным выделением значительного количества тепла и света.

Опасные факторы пожара.

Опасные факторы пожара - явления в ходе пожара, приносящие вред здоровью и способные привести к гибели людей.

Опасными факторами, воздействующими на людей и материальные ценности, являются: - пламя и искры;

-повышенная температура окружающей среды;

-токсичные продукты горения и термического разложения;

- дым; пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

-осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

-радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

-электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряженияна токопроводящие части конструкции, аппаратов, агрегатов;

-опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;

- огнетушащие вещества.

Психология поведения на пожаре.

Самое опасное явление на пожаре - паника, которая может возникнуть даже при отсутствии реальной угрозы, когда люди теряют способность реально воспринимать обстановку.

Панические реакции проявляются в двух формах:

-стопора-замирания. Люди заторможены, становятся неподвижны, не могут выполнять команды. Такие реакции чаще наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Во время пожара эта группа людей нередко остается в помещении, и при эвакуации их приходится выносить.

-фуги-бега. Такие люди способны к здравой оценке ситуации, но, испытывая страх и заряжая им окружающих, они создают крайне неблагоприятные условия для, организованной эвакуации. Начинают хаотически метаться, может пропасть голос.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Мультимедийное домашнее задание (ответ ученицы Баздыревой Елизаветы) - скачать в файловом архиве.

Какие действия нужно произвести в целях безопасности от возможного пожара?

Возможный ответ ученика:

В целях безопасности необходимо:

Входя в любое помещение, нужно запоминать свой путь, обращать внимание на расположение основных и запасных выходов, не терять ориентировку, держать детей за руку.

Услышав крики «пожар!», постараться сохранить спокойствие и выдержку.

Стоя на месте внимательно оглядеться вокруг; увидев телефон или кнопку пожарнойсигнализации, сообщить о пожаре в пожарно-спасательную службу. После начать спокойно двигаться к ближайшему выходу.

При наличии возможности справиться с огнем, использовать первичные средства пожаротушения.

При заполнении помещения дымом или отсутствии освещения, необходимо продвигаться к выходу, держась за стены, поручни; дышать через носовой платок или рукав одежды; вести детей впереди себя, держа их за плечи.

В любой обстановке сохранять выдержку и хладнокровие, успокаивая своим  поведением окружающих. Не давать разрастаться панике.

По возможности нужно принять руководство по спасению людей на себя. Двигаясь в толпе, нужно пропускать вперед детей, женщин и престарелых, сообща сдерживать  обезумевших людей. Важно помочь тем, кто скован страхом и не может двигаться. Разговаривать следует спокойно, внятно, поддерживать беспомощных людей под руки и для приведения их в чувства дать пощечину.

Оказавшись в давке, согнуть руки в локтях и прижать их к бокам, сжав кулаки. Наклонив корпус назад, попытаться сдерживать напор людей спиной, освободитьпространство впереди, и медленно продвигаться. Помогать подниматься сбитым с ног людям.

Если Вас сбили с ног, нужно постараться встать на колено и, опираясь о пол рyками, другой ногой резко оттолкнуться, рывком выпрямить тело. Детей заслонять спиной или посадить на плечи.

При пожаре в многоэтажном здании запрещено пользоваться лифтом. Нужносдерживать желание выпрыгнуть в окно с большой высоты.

Как правильно произвести вызов пожарной охраны?

Возможный ответ ученика:

Вызов пожарной охраны производится по единому номеру телефона «01».

Диспетчеру необходимо четко и быстро сообщить:

1. Название населенного пункта, а в городе - административного округа.

2. Название улицы, номер дома, подъезда, квартиры, этажа, где произошел пожар, этажность здания.

3. По возможности точное место возгорания (квартира, чердак, подвал) и причину пожара.

4. Фамилию и номер телефона.

5.Ответить на дополнительные вопросы диспетчера.

Пример: «Произошел пожар в ст.Елизаветинской Прикубанского района г.Краснодара по адресу: ул. Ленина, дом 5, квартира 24 на 3-м этаже 5-ти этажного дома. Горит телевизор в квартире. Сообщил Иванов, телефон 21-23-01».

Опишите правила поведения при пожаре в здании школы, во дворе школы.

Возможный ответ ученика:

Ученик, заметивший пожар на территории школы, должен немедленно сообщить об этом учителю или по телефону «01» диспетчеру пожарно-спасательной службы:

Все дети и взрослые должны покинуть здание школы, не создавая паники.

О необходимости эвакуации в школе нужно сообщить через радиоузлы или при помощи условных сигналов.

Учащиеся слушают указания учителя и беспрекословно выполняют их.

Действия по эвакуации производить согласно плана и инструкции (см. п.п. 2.8).

Пожар в квартире.

Немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01».

Предупредить о пожаре родных и соседей.

Вывести на улицу детей, и престарелых.

Тушить пожар подручными средствами - водой, плотной, мокрой тканью от внутренних пожарных кранов в холлах зданий, огнетушителями и др.

Отключить электроэнергию на щите электропитания при опасности поражения электрическим током.

Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покинуть квартиру, плотно закрыв за собой дверь, но не запирая на замок.

По возможности закрыть за собой окна и двери в комнатах - огонь любит сквозняки.

Защищать органы дыхания влажной тканью.

При задымлении передвигаться следует ближе к полу - там жар и дым слабее.

Организовать встречу пожарных подразделений, указать им расположение очага пожара.

При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши целесообразно использовать балконную лестницу. При ее отсутствии выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь, и криками привлекать внимание прохожих и пожарных.

Горит телевизор.

При возникновении неисправностей, которые также могут привести к возгоранию, немедленно отключить от сети.

Вызвать пожарную охрану по телефону «01».

Вывести из квартиры детей и пожилых людей.

При небольшом возгорании пытаться тушить телевизор подручными средствами, стоя сбоку от экрана: накрыть телевизор плотной тканью, залить водой через отверстие задней стенки.

Если не удается потушить, покинуть квартиру, отключив рубильник на щите.

Пожар на кухне: горит масло на сковороде.

Перекрыть подачу газа.

Накрыть сковороду крышкой или плотной тканью. Тушить горящее масло водой нельзя. Масло легче воды, следовательно, при попадании воды на горящую сковороду масло будет разбрызгиваться. Из небольшого возгорания образуется целый очаг пожара.

При попадании горящего жира на пол или стены можно использовать для тушения стиральный порошок или землю из цветочных горшков.

Если очаг возгорания вышел за пределы посуды и угрожает перерасти в пожар, то срочно вызовите пожарную охрану по телефону «01».

Закрыть дверь на кухню, покинуть квартиру.

Пожар на балконе.

Вызвать пожарную охрану по телефону «01».

При небольшом возгорании тушить любыми подручными средствами, т.к. огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей, и безопасности многих людей может оказаться под угрозой.

При невозможности самостоятельной ликвидации пожара, покинуть квартиру, закрыв балконную дверь.

Пожар на лестничной клетке.

Немедленно вызвать пожарную охрану.

При небольшом возгорании тушить подручными средствами, с помощью пожарных, кранов.

При развитии пожара организовать эвакуацию из дома детей и престарелых на улицу.

Проходя по задымленным участкам, стараться задерживать дыхание или закрывать рот и нос влажным платком, полотенцем, двигаясь при этом как можно ближе к полу.

Обеспечить встречу пожарных.

Если путь эвакуации отрезан - следует вернуться в квартиру. Закрыть все щели в дверях и вентиляционные отверстия мокрой тканью, поливать дверь изнутри водой увеличивая ее сопротивляемость огню. Намочить ткань и использовать ее для защиты органов дыхания. Накинуть на себя мокрое плотное одеяло для защиты тела от ожогов. Прибытия пожарных можно дожидаться на балконе, закрыв за собой дверь, криками и знаками привлекая внимание.

Пожар в кабине лифта.

При первых признаках загорания в кабине и шахте лифта необходимо сообщить oб этом диспетчеру, нажав в кабине кнопку «Вызов».

Если лифт движется, нельзя его останавливать самостоятельно, нужно дождаться остановки.

Выйдя из кабины лифта, попытайтесь заблокировать его двери, чтобы никто не смог им воспользоваться;

Вызвать пожарную охрану по телефону «01».

Если это не опасно, попытайтесь потушить пожар. При этом нельзя входить в кабину, т.к. она может самопроизвольно двигаться из-за замыкания электропроводов.Электропроводка в кабине находится под напряжением, поэтому тушить водой запрещено, нужно использовать плотную ткань, порошковый или углекислотный огнетушители.

Если в результате короткого замыкания лифт остановился между этажами, поднять шум, крик, привлечь внимание всеми доступными способами. Постараться раздвинуть двери лифта зонтом, ключами, другими предметами. При выходе из лифта соблюдать осторожность, чтобы не упасть в шахту лифта.

При невозможности самостоятельно выйти из лифта, до прибытия помощи закрыть нос и рот платком, рукавами одежды, сохранять выдержку и спокойствие.

Оказать первую медицинскую помощь. Срочно вызвать врача.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Итак, мы с вами разобрали многие жизненно важные вопросы, изучили основные правила пожарной безопасности и поведения в экстремальных ситуациях. Какие из названных правил применимы для сельской местности, в которой мы живём и учимся?

Author: Nataly