Вводный урок курса ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
Разработка Н.Н.Тебеньковой вводного урока курса ОРКСЭ заняла 3 место в краевом конкурсе на лучшие учебно-методические разработки по вводной теме «Наш дом – Россия» в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 году.
Тема: Россия – наша Родина.
Цели: воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся с учебным пособием
- способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России
- систематизировать знания учащихся о государственной символике
- продолжить работу над формированием навыка выборочного пересказа и умением отвечать на вопросы
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, священные сооружения.
Ход урока
Организация деятельности учащихся. Знакомство с учащимися в форме игры в «тезки».
Сообщение темы и целей.
Слайд 1.Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
- Совершим путешествие по страницам нашего нового учебника «Посмотрим, полистаем, познакомимся»:
- Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?
Изучение нового материала
Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя. Звучат позывные.
Слайд 2.Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском,
Тёплый вечер за окном
Объяснение учителя.
- С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?
- Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)
- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.
– Откуда произошло слово «родина»? (ответы).
- Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.
– Какие однокоренные слова слову «родина», вы можете привести? (ответы)
- Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
На столе у обучающихся конверт со словами пословицы.Дети работают в парах.
- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл (Двое обучающихся работают у доски).
На доске появляется пословица: «Где родился, там и пригодился».
Знакомство со станицей Нововладимировской.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Что вы знаете о своей станице? (ответы).
- Нет родины краше, чем станица наша!
Слайд 3.Сообщения уч-ся о станице Нововладимировской.
Слайды 4-5.
Прекрасные сады, деревья и поля.
Всё это – Родина моя!
Слайды 7-9.
Речушка Бейсуг, тополя.
Всё это – Родина моя!
Слайды 10-14.
Здесь живёт народ трудолюбивый
И отдыхает он с душой.
Мы помним тех,
Кто подарил нам это.
И низкий им поклон земной.
Слайд 15. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
- Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.
– А как называется наша Родина?
– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
– Как называется столица нашего государства? (Ответ)
– Какие ещё города России вы знаете? (Ответы)
Слайды 16-17.
- Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут –
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России.
Слайд 18. Работа по карте России.
-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать об ее территории?
- Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?
- Назовите и покажите столицу России.
Слайд 19. Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле,а единой семьей – это духовные традиции и ценности.
Слайд 20. Словарная работа .
На доске слова:
ПАТРИОТ
ОТЕЧЕСТВО
РОДИНА
СТОЛИЦА
ПРЕЗИДЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
Самостоятельная работа.
Учащиеся находят значение слов, составляют с ними предложения и записывают в тетрадь, а затем зачитывают составленные предложения.
Объяснение учителя.
- Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи. Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.
Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова (Ответы – духовный, душевный)
- Наш мир, ребята, делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный).
-Что же такое духовный мир?
Работа по учебнику.
- Обратимся к учебнику (стр.4). (Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира).
- Запишите словосочетание в словарик.
Слайд 21.
На доске записаны слова:
Высокое-
Светлое-
Красивое-
Доброе-
Любовь-
Честь-
Правда-
-Подберите к этим словам антонимы (Дети подбирают слова)
Высокое – низкое
Светлое – тёмное
Красивое – уродливое
Доброе – злое
Любовь – ненависть
Честь – бесчестие
Правда – ложь
- Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?
- Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.
- Кто может дать объяснение этому словосочетанию?
- Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.
Вечные ценности – то, что ценится во все времена.
- Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? (Ответы)
- У каждого народа – своя культура и свои традиции. Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
Слайд 22.
Традиция- (от лат. traditio - предание) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
- Запишите данное слово в свой словарик.
Слайды 23-24.
- Какие бывают традиции?
- Семейные традиции объединяют семью.
- Русские традиции объединяют русский народ.
- Межнациональные традиции объединяют народы.
- Все традиции объединяют Россию.
- Духовные традиции определяют ценности человека, семьи, народа, России.
Закрепление изученного.
-Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? (Патриот).
- А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).
- Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться.
Слайды 25-30.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
Работа в группах.Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.
1 группа– военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич.
2 группа– композиторы и певцы – Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.
3 группа– писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев.
4 группа– космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
5 группа– спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.
Итог урока.
Слайды 31-32.
«Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший Патриарх Московскийи Всея Руси Кирилл).
-Что такое духовный мир человека?
-Что такое культурные традиции и для чего они существуют?
Слайд 33.
Домашнее задание. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи:
Рядом с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания – по выбору).
Проведи интервью с родителями по вопросам:
Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?
Или найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
Слайд 34.
Вопрос-мостик: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»
Используемый учебный материал
Список специальной литературы для учителя по теме модуля:
Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебник Кураева).
Методические рекомендации для учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Интернет-материалы.