Из опыта работы по изучению модулей на уроках немецкого языка

Автор: Мартыненко Н.Н.. Опубликовано в Гуманитарные науки

Автор разработки: Мартыненко Наталья Николаевна, учитель немецкого языка МБОУ «СОШ № 10» высшей квалификационной категории

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК, 2012 год

1 место в номинации «ВНИМАНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ», приказ управления образованием муниципального образования Тбилисский район от 17 апреля 2012 года № 223 «Об итогах муниципального конкурса методических и дидактических материалов, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик».

Представленные дидактические материалы «Мультимедийный сборник по немецкому языку для 7-8 классов» предназначены для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся 7-8 классов на уроках немецкого языка при изучении тем, сформулированных в соответствии с «Примерной программой по иностранным языкам. Немецкий язык» («Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004): «Страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, столицы, достопримечательности. Путешествия по странам изучаемого языка».

В отличие от содержания данных тематических разделов в УМК по немецкому языку для 7-8 классов (автор Бим И.А.), данный сборник содержит упражнения форматов B1, B2, B4-B10 для подготовки к контрольным диагностическим работам и ГИА, материалы для самостоятельного повторения, в том числе и теоретический грамматический материал. Анализ тематического содержания КДР и демонстрационных версий ГИА показал, что при их составлении использовано большое количество текстов именно лингвострановедческой направленности, содержащих реалии немецкого языка и нового европейского общества (Евросоюза).

Обоснованием необходимости создания материаловпослужило изменение социального заказа общества. С одной стороны, вследствие процессов глобализации и европеизации интерес к изучению иностранных языков резко возрос. Главной целью обучения стало формирование поликультурной языковой личности, для которой характерен многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности. Целью методики становятся теперь не только формирование речевых навыков и умений, но и способности воспринимать другую ментальную картину мира, выраженную непосредственно в языке.

С другой стороны, важным фактором, во многом изменившим общество и постоянно расширяющим свое влияние во всех сферах жизни, стало развитие компьютерных информационных технологий. Применение компьютера и информации из всемирной сети Интернет постепенно перестает быть инновацией и переходит в набор стандартных средств обучения иностранному языку. Базовой информационной технологией, применяемой в обучении иностранным языкам, является мультимедиа. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

По мнению А.Г.Воробьева, формирование социокультурной компетенции – это важный аспект обучения иностранному языку на современном этапе, включающий в себя:лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национальной культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);социолингвистический компонент (языковые особенности различных социальных слоёв);социально-психологический компонент (владение социо- и культурообусловленными сценариями с использованием коммуникативных техник, принятых в данной культуре); культурологический компонент (социокультурный, историко-культурный фон).

При составлении дидактических материалов были учтены основные принципы ведущих научных подходов, сложившихся в современном образовании (личностно-ориентированного, блочно-модульного, компетентностного и ситуативного), цели и задачи обучения немецкому языку в основной общей школе – формирование у учащихся компетенций: речевой (развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), языковой (овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), социокультурной (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка), учебно-познавательной (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, в том числе с использованием новых информационных технологий).

В соответствии с целями и задачами обучения, структура мультимедийного сборника включает в себя следующие модули, состоящие из презентаций (Microsoft PowerPoint 2003 и 2007), лексических и грамматических заданий с ключами (Microsoft Word), материалов для визуального использования и выполнения творческих заданий, проведения рефлексии (изображения форматов JPEG, GIF, PNG), аудиофайлов форматов MP3, WAVE, AU, WMA:

  • модуль “Dialoge über Dresden” (диалогическая речь, аудирование, работа с картой, грамматическое повторение)
  • модуль “Leipzig” (чтение с полным охватом содержания, работа с Интернет-источниками, работа с лексикой, закрепление грамматического материала и первичное тестирование)
  • модуль “Weimar” (расширение лексического материала в монологической речи, поисковое чтение, промежуточное тестирование)
  • модуль “Nürnberg” (чтение с общим охватом содержания с использованием визуальной опоры, работа с историческими источниками, зачётное тестирование формата В4-В10)
  • контрольный модуль (задания на аудирование с общим охватом содержания формата B1, задания на чтение с общим охватом содержания формата B2, зачётное грамматическое тестирование в интерактивном режиме по теме «Модальные глаголы», материалы для повторения)
  • модуль “Wissen Sie viel über Deutschland?” (упражнение на постановку произносительных навыков, задания на аудирование с полным охватом содержания, письменное задание на аудитивной основе, упражнения на развитие навыков диалогической речи, работа с картой, творческое задание на составление рекламного плаката, задание на развитие навыков поискового чтения, диагностическое грамматическое задание).

Формирование речевых навыков осуществляется параллельно с повторением и коррекцией грамматики. Постоянный контроль результатов учебного процесса (промежуточных и конечных) имеет немаловажное значение для выявления пробелов в обучении. Так, на каждом уроке при изучении указанных тем в рамках самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить ряд тестов лексической и грамматической направленности (первичное, промежуточное и зачетное тестирование).

Особое внимание отведено разработке самостоятельных заданий по подготовке к контрольным диагностическим работам, в том числе форматов B1, B2, B4-B10, с целью развития у обучающихся самообразовательной компетенции в области немецкого языка и способности к самопроверке.

Файл «Инструкция» представляет собой документ, объединяющий гиперссылками все файлы модуля, и позволяющий увидеть авторский вариант использования всех его частей. Презентации также содержат гиперссылки на все файлы внутри модуля. Однако, мультимедийный сборник построен таким образом, что его можно адаптировать в нужном организационном контексте, т.е. использовать модули в оптимальной для данного класса и учителя последовательности. В презентациях каждого модуля есть управляющие кнопки, позволяющие выходить на служебные слайды (повторение грамматического материала) или пропускать их.

В результате использования материаловмультимедийного сборника учащиеся овладевают лексическими средствами в рамках следующих подтем: «Особенности исторического прошлого ФРГ», «ФРГ на карте Евросоюза», «Географическая карта ФРГ», «Федеральные земли и их достопримечательности», «Известные города и их достопримечательности», «Выдающиеся деятели культуры Германии и их творчество», способствующих формированию метапредметных связей с историей, географией, МХК, и развитию познавательной активности учащихся.

Помимо формирования социокультурных знаний, в результате использования материалов мультимедийного сборника учащиеся должны хорошо ориентироваться в следующих грамматических темах немецкого языка: 1) знание признаков, распознавание и особенности употребления в речи слабых и сильных глаголов в Präsensи Präteritum, а также вспомогательных (haben, sein, werden) и модальных глаголов; глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками; предложений с неопределенно-личным местоимением “man” и безличным местоимением “es”; 2) навыки употребления в речи определенного и неопределенного артикля и их влияние на особенности склонения существительных нарицательных и прилагательных.

Использование мультимедийного сборника в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах показало повышение уровня познавательной и творческой активности учащихся 7-8 классов. Результаты проведённых контрольных работ по заданиям формата B1, B2, B4-B10 свидетельствуют об усвоении материала учащимися. В соответствии с данными анализа анкетирования учащихся, данная форма работы воспринимается ими лучше, так как сочетает в себе разные виды деятельности и материалы для самоподготовки и самопроверки.

Author: Nataly