Решаем вместе


Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Наша школа!
    Наша школа!

Урок музыки "Никто не забыт, ничто не забыто"

Урок музыки по теме «Никто не забыт, ничто не забыто» был проведён в 6 классе в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели искусства «Весна искусств». Автор разработки – учитель музыки Бубенина Оксана Владимировна.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Б.А. Мокроусова, его жизнью и музыкальными произведениями, связанными с Великой Отечественной Войной.

Оборудование: синтезатор PSR– 450, М/М, презентация, посвящённая Б.А.Мокроусову.

Исполнение песен: «Песенка фронтового шофёра», «Одинокая гармонь», «Когда весна придёт – не знаю…»

Прослушивание музыкальных произведений: песни Великой Отечественной войны.

ХОД УРОКА:

Урок начинается с гимнов России и Краснодарского края.

Учитель: День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа не сотрутся горе и страдание, которые война принесла людям, Мужество советских людей, их готовность до последней капли крови защищать свою Родину не знало границ.

Ребята, расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившихся рассказах, книгах, где говорится о событиях первых месяцев войны.

Ответы учащихся: «Осада Брестской крепости», «Блокада Ленинграда» и т.д.

Учитель: События тех дней нашли отражение и в музыкальных произведениях. Одним из ярких представителей той эпохи является Борис Андреевич Мокроусов. Родился 27 февраля 1909 года в Канавине, недалеко от Нижнего Новгорода. Это было трудное для России время. Как и многим, нелегко пришлось семье железнодорожного рабочего Андрея Мокроусова – отца будущего композитора.

Началось всё с самодеятельного школьного домробалалаечного оркестра, участником которого стал Борис. Потом он научился по слуху играть на мандолине и гитаре. В 1922 году Б.А. Мокроусов впервые услышал рояль. По слуху он учится играть, и вот он уже подбирает всё, что ни услышит, а потом и что-то незнакомое. В 1925 году шестнадцатилетний юноша по-настоящему начинает учиться искусству. Затем он поступает в музыкальный техникум, где начинаются упорные занятия. После окончания Б.Мокроусов едет поступать в Московскую Консерваторию.

И после окончания Консерватории у Б.Мокроусова начинается свой самостоятельный творческий путь. Сошли с экрана в жизнь и широко пелись песни из кинофильмов «Свадьба с приданым», «Неуловимые мстители». В сердце Мокроусова аккумулировался дух национальной песенной стихии. Выходец из народа, теснейшими узами связанный с его жизнью и его судьбой, он был и навсегда остался певцом русской народной души. Мокроусов сочинял песни, в том числе пионерские, комсомольские. Прежде всего, это – простота, искренность в выражении чувства. Незатейливая, свободно льющаяся мелодия.

Когда началась Великая Отечественная война, многие композиторы откликнулись на призыв Политуправления Советской Армии и Флота и разъехались по фронтам в действующие армии. Здесь, в Севастополе, в 1941 году, Борис Мокроусов встретился и подружился с поэтом Александром Жаровым. Их обоих увлекало и соединяло одно стремление – создать песню, которая бы вдохновляла людей на борьбу и на подвиг во имя Родины. Так появилась песня-баллада «Заветный камень», «Хороши в саду весной цветочки», «Песня о родной Земле», «Одинокая гармонь». В 1948 году за эти песни Борис Андреевич Мокроусов был удостоен Государственной премии СССР.

Многие композиторы обращали свой взор на события Великой Отечественной войны. Было придумано много песен на эту тему, они помогали нашим солдатам справиться с трудностями и победить врага. Давайте послушаем некоторые песни, которые были написаны в те годы.

Прослушивание песен.

Учитель: Очень близко к песне рабочей окраины стоят новые песни села. И герои их близки. Можно сказать, что во всех лирических песнях – основном ядре творческого наследия Мокроусова – обобщаются наиболее характерные черты его творческого стиля. Более того, лирические песни – наиболее близкие творческой индивидуальности композитора – являются той сферой, где особенно полно и многогранно выражается его собственное мироощущение и характерный тому пример – приведённая выше песня из кинофильма «Весна на Заречной улице».

Не найдёшь тему, жанр песни, которых бы не коснулся Мокроусов. Есть у него песни гражданские, героические, песни, пронизанные любовью к Родине, народу; есть песни лирические, шуточные, танцевальные, есть драматические повествования, песни – романсы и сочинения разного другого рода.

Исполнение песен.

Учащиеся исполняют песни «Когда весна придёт – не знаю», «Песня фронтового шофёра».

Учитель: В своё время Мокроусов был одним из самых популярных и любимых в народе композиторов – песенников. Его пели много и часто. Пели везде. Многие из его песен продолжают жить и сейчас.  

Исполнение песни.

Ребята исполняют песню «Одинокая гармонь».

Учитель: Самое важное и определяющее в популярности песен Мокроусова видится в том, что, опираясь на народную основу, и унаследованную от прошлого, и современную ему, композитор сумел возвыситься до обобщения этих истоков, сумел сблизить в своём творчестве прошлое и настоящее, раскрыть самые жизненные непреходящие и неповторимые черты души своего народа.

Итог урока:

Что узнали нового? Что понравилось, запомнилось на уроке?

Учитель: Мы должны с вами помнить нашу историю, не забывать тех, кто отдал жизнь за мирное будущее. Мы сейчас с вами живём в мирное время и должны помогать ветеранам, помнить о них. Приближается праздник 9 Мая – День Победы. Каждый должен в этот день поздравить наших ветеранов.

Author: Nataly