Решаем вместе


Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Наша школа!
    Наша школа!

Урок литературы "Урок-обобщение по биографии и творчеству А.П.Чехова"

Автор разработки - учитель русского языка и литературы Ваганова Лариса Викторовна.

Данный урок был проведён в МБОУ "СОШ № 10" в 2010-2011 учебном году в рамках Недели русского языка и литературы.

Урок литературы: «Урок-обобщение по биографии и творчеству Антона Павловича Чехова»

Цели урока:

1. Образовательная: Познакомить ближе учащихся с жизнью и творчеством А.П.Чехова, обобщение по данной теме, закрепление, обучение работы с интернетом.

2. Развивающая: Развить у учащихся быструю смекалку, сотрудничество в команде, творческий подход к заданиям.

3. Воспитательная: Воспитать любовь и уважение к творчеству А.П.Чехова.

4. Практическая: Выполнение заданий в группе, ответы на вопросы, инсценировка рассказов, работа с Интернетом.

Материалы и оборудование:маркеры, бумага, скотч, карточки с вопросами, плакаты с вопросами, компьютеры, Интернет.

Новые понятия и термины: 1) лирическая комедия, 2) драма

Лирическая комедия — своеобразный жанр драматического произведения, разработанный в творчестве А. П. Чехова, в его пьесах («Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»). Для лирической комедии характерно сочетание иронического, комического начала с лиризмом и психологизмом.

Драма – один из трех родов художественной литературы (эпос, лирика, драма). Драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц и предназначенное для постановки в театре. Драматические произведения бывают в различных видах (жанрах): трагедии, комедии, водевили, пьесы, фарсы и т. п.

Ход урока:

Перед началом урока, ученики подготавливают класс: парты расставляются в виде «кафе» на четыре стола и ученики садятся каждый в своей группе.

На команды учащиеся разделились на предыдущем уроке, так как домашние задания были командные. Учитель разделил класс при помощи игры. Игра состоит в том, что весь класс садится в круг и по очереди называют четырех любимых писателей. Например: Чехов, Толстой, Лермонтов, Пушкин. При названии того или иного писателя ученики, назвавшие его, меняются местами, таким образом, класс разделен на 4 команды.

Слово учителя:(1 минута): Здравствуйте! К этому уроку вы должны были подготовиться по биографии и творчеству А.П.Чехова. Вы могли использовать не только учебник, но и Интернет-ресурсы.

 

1. Мотивация:

 

Упражнение«Карyceль».

 

Перед началом урока, ученики подготавливают класс: парты расставляются в виде «кафе» на четыре стола и ученики садятся каждый в своей группе.

На команды учащиеся разделились на предыдущем уроке, так как домашние задания были командные. Учитель разделил класс при помощи игры. Игра состоит в том, что весь класс садится в круг и по очереди называют четырех любимых писателей. Например: Чехов, Толстой, Лермонтов, Пушкин. При названии того или иного писателя ученики, назвавшие его, меняются местами, таким образом, класс разделен на 4 команды.

Слово учителя:(1 минута): Здравствуйте! К этому уроку вы должны были подготовиться по биографии и творчеству А.П.Чехова. Вы могли использовать не только учебник, но и Интернет-ресурсы.

Каждой команде по одному плакату с вопросом, по истечению 2 минут команды меняются вопросами.

Повторение исключено. Таким образом, команды знакомятся с ответом предыдущей команды и задумываются над своим ответом, исключающим повторений.

Вопрос 1: Что вы узнали о жизни А. П. Чехова?

Вопрос 2: Что вы знаете о творчестве А. П. Чехова?

Вопрос 3: Над кем и чем смеялся в своих рассказах А. П. Чехов?

Вопрос 4: Какие вы знаете рассказы А. П. Чехова? Перечислите.

После того, как вопросы обойдут все столы и вернутся на свои начальные места, с каждой команды выходят по одному представителю и делают презентацию всех ответов. Это упражнение даёт возможность ученикам повторить пройденный материал за минимальное время.

2. Работа в группах: «Рассуждение»(10 минут)

Каждой команде выдаются карточки с вопросами, по истечению двух минут ученики должны ответить на них и презентовать ответы у доски. Другие команды могут внести свои дополнения.

Вопрос 1: В рассказе «Толстый и тонкий», по вашему мнению, кого больше осуждает автор: Толстого или Тонкого? И почему вы так думаете?

Вопрос 2: Встречаются ли такие ситуации в жизни, как в рассказах «Толстый и тонкий» или «Хирургия»? Приведите примеры.

Вопрос 3: Как вы думаете, над чем смеётся автор в рассказе «Хирургия»? К чему могут привести такие ситуации?

Вопрос 4: Как вы думаете, стало ли легче жить кухарке после замужества в рассказе «Кухарка женится»? Почему?

Делаем выводы.

3. Работа по группам: «Инсценировка»(12 минут)

Домашним заданием для каждой группы было подготовка сцены из любого рассказа А. П. Чехова. Каждой команде даётся по три минуты на инсценировку. Первая команда выбрала рассказ «Лошадиная фамилия», вторая - «Хамелеон», третья  - «Радость» и четвертая - «Неудачный визит».

4. Итог урока:экскурсия по музеям А. П. Чехова при помощи Интернет-ресурсов (10 минут).

5. Домашнее задание: Для домашнего задания можно предложить следующие темы сочинений: «Актуальность рассказов Чехова во все времена», «Вся Россия в рассказах Чехова», «Отражение профессии врача в рассказах Чехова».

Отзыв об уроке:Этот урок даёт полное обобщение по пройденным темам, включающее в себя обобщение по биографии и творчеству писателя, повторение прочитанных рассказов, данных по Госстандарту, анализ этих рассказов, ознакомление с дополнительными материалами при подготовке к инсценировке рассказов.

Ко всему этому реальное путешествие по историческим местам писателя, посещение музеев, знакомство с новыми фактами из его биографии, рассмотрение фотографий, связанных с жизнью писателя. Все это даёт возможность окунуться во времена писателя, почувствовать колорит, ярче и подробнее представить его жизнь.

И все это благодаря Интернет-ресурсам. Эффективность этого урока состоит в том, что учащиеся больше заинтересуются творчеством писателя, закрепят знания о нем, самостоятельно проанализируют сюжеты его рассказов, творчески попробуют себя в роли героев рассказов Чехова, надолго запомнят этот урок, и таким образом, и учебный материал, данный на этом уроке, во время поиска новой информации узнают еще больше, станут начитаннее и эрудированнее.

 

 

 

Author: Nataly